ЖИЛЬБЕР ЭРАЛЬ |
|||
XII Великий Магистр Ордена (1193-1201) |
Выборы, состоявшиеся по смерти Арно де Ла Тур Ружа, знаменуют один из поворотов в истории ордена Храма. Выбор магистра был решен тринадцатью голосами знатных выборщиков; их споры, как и все капитулы ордена, протекали в самом глубоком секрете — не столько для того, чтобы скрыть их от глаз общества, сколько чтобы избежать сеющей смерть вендетты в ограде Дома. Не располагая конкретными материалами, можно лишь предполагать, что в 1184 г. выборщики колебались между сенешалем Жераром де Ридфором и Жильбером Эралем, великим командором Иерусалима и казначеем ордена Храма. Если бы большинство отдало свои голоса за Эраля, перипетии последующих лет выглядели бы совершенно иначе, ибо великий командор обладал такими качествами, как умеренность, ловкость и дар предвидения. Но когда выборщики предстали перед собравшейся братией в большом зале Храма Соломона в Иерусалиме, чтобы возвестить — "Прекрасные сеньоры, вознесите молитвы и благодарение Иисусу Христу <...> ибо милостью Божией и по вашим наказам избрали мы магистра ордена Храма", — имя, которое было встречено приветственными возгласами или демонстративным молчанием рыцарей, было именем Жерара де Ридфора. Он стал последним магистром, провозглашенным в цитадели. Партия фламандцев торжествовала, а Жильбер Эраль был удален из Святой Земли, чтобы до 1189 г. исполнять функции магистра в Провансе и в Испании и магистра Запада — с 1190 по 1193 гг. Впоследствии монастырь, набравшись благоразумия после разгромов, призовет его в Святую Землю стать главою ордена. [Leonard. Op. cit. Pp. 16; 24. ] .... При избрании Жильбер Эраль должен был подвести итог деятельности Дома ордена Храма, положение которого казалось более блестящим, нежели было на самом деле. Его мирская независимость была достигнута с самого начала: не принося "ни оммажа, ни клятвы" даже иерусалимскому королю, он избежал интеграции в феодальную иерархию со всеми ее обязательствами, но вместе с тем и взаимной помощи. Невзирая на всеевропейское свое единство, могущественное среди зарождающихся национальных государств — и могущество второго сословия в зените всего его блеска, — орден Храма нуждался в международной поддержке, особенно с тех пор, как Святая Земля стала полем борьбы политических интересов разных государей Запада. Вполне естественно он обретет эту поддержку в Святом престоле. В 1198 г., четыре года спустя после избрания Жильбера Эраля, престол святого Петра занял Иннокентий III — один из величайших Пап Средневековья. В этот период выявляется такое же согласие между Иннокентием III и Жильбером Эралем и их преемниками, как это было при Александре III и Бертране де Бланфоре или Евгении III и Робере де Краоне. С 1198 г. и до смерти Иннокентия III в 1216 г. пять десятков булл — некоторые из которых повторяются по 10-15 раз — были изданы в пользу тамплиеров. Значительная часть этих булл — напоминание и подтверждение уже предоставленных привилегий. "Omne Datum Optimum" была опубликована между 1198 и 1205 гг. восемь раз. Видна неизменная готовность Папы поддержать тамплиеров, даже в противостоянии белому духовенству. Независимость ордена подтверждал и его преемник Гонорий III, поддерживавший с рыцарями те же добрые отношения. Чтобы оценить пройденный путь, обратимся к фактам. В начале своего существования орден Храма находился под опекой не только патриарха Иерусалимского, но епископской власти как таковой. По первоначальному уставу, вступающий в орден сначала должен был представиться архиерею своего диоцеза: и "когда епископ его услышит и отпустит грехи, пускай направит его к магистру и двум братьям ордена Храма". Кроме того, Дом "по милосердию" окормляли капелланы, находившиеся в юрисдикции епископов [Regle. § l2; 64. ]. Эта опека была упразднена уже буллой "Omne Datum Optimum" 1139 г.[Albon. Cartulaire general (Bullaire). n. V.] Отныне орден включал в себя давших обет братьев-капелланов, которых рыцари могли отбирать из белого духовенства, несмотря на отказ епископа диоцеза; рыцари могли и отпускать братьев-капелланов, "если бы те оказались смутьянами или просто бесполезными". Капелланы были подчинены магистру "как своему прелату" — и никому другому, за исключением самого Папы. Тамплиерам было разрешено строить часовни с кладбищами для себя и своих слуг, но при сохранении епископских прав на десятину, на причастие и погребение. Двадцать лет спустя эти церкви и кладбища стали использоваться всеми, кто делал пожертвования ордену Храма, лишь бы они платили приходские сборы своих приходов [Idem. n.VIII.] . Но в 1175 г. Александр III обрушил гнев на тамплиеров и госпитальеров Англии, предоставлявших места для погребения отлученных от Церкви. Он обязал рыцарей присягнуть, что отныне они будут повиноваться указам Святого престола в лице архиепископа Кентерберийского, который должен был удостоверяться в действительном их повиновении.[Albon. Bullaire ms. T.I. P.171. Булла Александра III (1160-1176) "Dilecti filii nostri".] Это было локальное поражение, но все же поражение, ибо в результате белое духовенство могло вмешиваться в дела ордена. Через пять лет, однако, Александр III обратил свое неблаговоление против епископов и пригрозил им, со своей обычной выразительностью, что "ежели они будут продолжать требовать верности и повиновения капелланов ордена Храма, кои подчинены только Риму, этим займется Курия к их пущему великому стыду".[Idem. P. 282. Булла Александра Ш "Intelleximus" от 23 марта 1175г. ] Иннокентий III, желавший, возможно, сделать из тамплиеров нечто вроде папской гвардии, продолжил дело высвобождения ордена Храма, продолжая укреплять его связи с Римом. Со времени своего избрания по просьбе Жильбера Эраля и его капитула Папа утвердил тамплиеров во владении "Домом ордена Храма, в котором вы пребываете <...> со всеми своими церквами, часовнями, владениями и состоянием, принадлежащими вам в настоящее время, или которые вы можете получить от Понтифика, королей, принцев, милостынями приверженцев или иным праведным образом <...>", становясь в некотором роде сюзереном ордена. Одновременно он обобщил духовные привилегии Дома: иметь капелланов, которые были бы подчинены только магистру, и хоронить на своих кладбищах всех, кто того пожелает, если только это не отлученные от Церкви и не лица, находящиеся под интердиктом; собратья ордена получали также отпущение седьмой части епитимьи. [Idem. P. 318. Булла Александра III "Dilecti filii... post concilium..." от 6 июля 1181 г..] На следующий год (1199) Иннокентий лишит белое духовенство права отлучения от Церкви или права налагать интердикт на любого брата ордена Храма, будь то рыцарь или священник.[Idem. P. 368. Булла Урбана III "Dilecti filiis..." от 30 января 1186г. ] Происхождение этой привилегии довольно любопытно. Тамплиеры Святой Земли вступили в спор с епископом Тивериадским по поводу средств диоцеза, насчитывавших 1300 безантов, которые предшественник этого епископа поместил у них и которые они отказались передать. Папа назначил двух судей — епископов Силона и Библиса. Поскольку последний отсутствовал, епископ Сидона вызвал обоих тяжущихся в город Тир. Жильбер Эраль, возвращавшийся из Антиохии, послал вместо себя двух братьев Дома. Но едва они объявились, как епископ Сидона обрушился на тамплиеров, ничего не желая слушать, и воскликнул — "рек во гневе": "Если вы не возвратите безанты до воскресенья [был четверг], властью Бога Отца и всех Святых я отлучу от таинств вашего магистра и всех ваших братьев по ею и по ту сторону моря, вплоть до ваших собратьев и друзей!" Оба тамплиера откланялись и во весь опор помчались в Акру догонять магистра; последний отправился за патриархом, немедленно пошел на уступки и полюбовно все уладил до конца недели. Но в ближайшее воскресенье вышеназванный епископ Сидона вошел в церковь Святого Креста в Тире и там, после всеобщего шествия и в присутствии всего духовенства и народа, погасив светильники, отлучил поименно магистра ордена Храма и всех его братьев по обе стороны моря, вплоть до друзей и собратьев Дома! Тамплиеров душил гнев после такого оскорбления. Они пригрозили "снять свои белые плащи и покинуть Святую Землю, возвратившись каждый к себе", уступив мольбам своих друзей, "они вспомнили о своих обетах и своем долге хранителей страны" и удовлетворились апелляцией в Рим [Migne. Т. 214. Р. 816. Послания Иннокентия III. Кн. II, послание CCLVII, от 13 декабря 1199. ] Папа встал на их защиту. Обвинив епископа Сидонского в "великом самоуправстве, иначе сказать — в тяжком злодеянии", он заставил его покинуть свою кафедру, "дабы тот, кто допустил глупость своей ошибкой, постиг мудрость в наказании". Затем, в возмещение. Папа предоставил привилегию, ставившую орден вне епископской власти. Тамплиеры, если будет позволено так выразиться, с успехом применили дипломатическую систему подножки. Это, однако, не способ приобретения друзей... В 1204 г. (тогда магистром ордена был Филипп де Плессье) Папа предоставил капелланам право исповедовать тех, кто желал быть похороненным на кладбищах ордена, причащать их "в смертном случае" и хоронить с крестом: ранее это находилось в ведении приходских священников.[Albon. Bullaire ms. Т. II. Р. 164. Булла Иннокентия III "Si deligenter attenditis" от 9 ноября 1204 г.] Поскольку капелланы ордена Храма уже были вне власти диоцеза, эта привилегия ущемляла как епископов, так и приходской клир. И наконец, дабы пресечь тяжбы, в которые вовлекали тамплиеров эти благодеяния, Иннокентий постановил, что их не могут вызывать на суд Курии иначе, как именными извещениями, в которых должно содержаться прямое указание на особы вызываемых, — существенное подкрепление всех прочих привилегий! Орден Храма приобретал своего рода духовную обособленность: он подолгу оставался светским по сути своей объединением, которое "пользовалось покровительством Рима, но не принимало его опеки". [Piquet. Op. cit. ] В 1207 г. орден даже осмелился отслужить мессы в нескольких находящихся под интердиктом городах — при открытых вратах и колокольном звоне. Тогда Иннокентий III сурово осудил тамплиеров, предупреждая о необходимости соблюдения церковного послушания и почитания легатов: "В противном случае, если с вами случится беда, можете пенять на самих себя, и никак не на нас!" [Migne. T.215. Р.1218. Послания Иннокентия III. Кн. X, послание CXXI от 13 сентября 1207 г.] Однако влияние Святого престола не ограничивалось душепопечением. В течение первой четверти ХIII в. именно папы Иннокентий и Гонорий поддержали дело Святой Земли в отличие от равнодушных английского и французского королей и от сравнительно слабого короля Иерусалимского. Тамплиеры сохранили хорошие отношения как с Генрихом Шампанским (он умер в 1197 г.), так и с его наследником Амальриком II Лузиньяном, королем Кипрским и четвертым мужем злосчастной Изабеллы Иерусалимской, женившемся на ней с одобрения магистров ордена Храма и ордена госпитальеров.["История" Ираклия. Кн. XXVII, гл. V//Recueil des Historiens... Т. II. Р. 222.] Но глухая неприязнь, постоянно тлевшая между тамплиерами и госпитальерами, выплеснулась в 1198 г. в открытую войну по поводу фьефа, находившегося между Маргатом и Валанией. Иннокентий III укорял оба монашеских ордена: "Можно ли называть людьми Церкви тех, кто столь оскорбительно мстит друг другу за оскорбления",[Migne. Т. 214. Р. 522. Послания Иннокентия III. Кн. X, послание DLXVIII от 31 января 1198 г.] и посоветовал им договориться в соответствии с соглашением, утвержденным обоими Домами еще во времена Александра III. В тот раз для переговоров тамплиеры отправили в Рим брата Пьера де Вильплана и бывшего великого командора брата Тьерри. Жильбер Эраль умер в 1201 г.[Roehricht. Regesta, Additamentum, 787a. Филипп де Плессье был магистром в декабре 1201 г. Он подписывал соглашение с магистром ордена св. Иоанна по поводу прав тамплиеров в Валании.] М. Мелвиль «История Ордена тамплиеров» Melville Marion. La Vie des Templiers. Paris: Gallimard, 1982. Мельвиль М., История ордена тамплиеров. СПб.: Евразия, 2000. 415 с.
... Вскоре после того, как Ричард (Львиное Сердце) покинул Святую землю, Робера де Сабле сменил на посту великого магистра брат Жильбер Ораль, или Эрай, который до этого занимал высокую должность главного прецептора Франции [Hispania Illustrata, tom. III, p. 59. Hist. gen. de Languedoc, tom. III, p. 409. Cotton, MS. Nero E. VI. 32i.]. Тамплиеры, чтобы вернуть и укрепить свои владения в Палестине, начали возведение нескольких мощных крепостей, величественные руины некоторых из них сохранились до наших дней. Самая знаменитая из этих построек — Замок Паломника [Castrum nostrum quod Peregrinorum dicitur, см. письмо великого магистра Matt. Par., p. 312; Jac. de Vitr., lib. III apud Gesta Dei, p. 1131.], который контролировал дорогу вдоль побережья из Акры в Иерусалим. Он унаследовал свое название от одинокой башни, возведенной первыми тамплиерами для защиты пилигримов на пути через опасный перепал в горах, выходящих на побережье. Его строительство было начато вскоре после перемещения главной резиденции ордена из Иерусалима в Акру. Небольшой мыс, который выдается в море в нескольких милях от горы Кармель, был превращен в укрепленный лагерь. Тамплиеры воздвигли две гигантские башни в сто футов высотой и семьдесят четыре фута шириной, а также огромные бастионы, соединенные мощными стенами, оснащенными всеми видами военных машин. В обширном внутреннем пространстве крепости располагался дворец для великого магистра и рыцарей, величественная церковь, дома и службы для братьев-служителей и наемных солдат, а также пастбища, виноградники, фруктовые сады и садки для рыбы. С одной стороны стен плескалось соленое море, а с другой, внутри лагеря, били прекрасные родники с пресной водой. В военное время гарнизон крепости составлял четыре тысячи человек [Жак де Витри сообщает: «Opus egregium, ubi tot et tantas effuderunt divitias, quod minim est linde eas accipiunt» («Величественная крепость, где все и вся дышит роскошью, так что удивляешься, откуда такое богатство»). — Jac. de Vitr., lib. III apud Gesta Dei, tom. I, pars 9, p. 1131. Martene, tom. III, col. 288. Hist. capt. Damietae, apud Hist. Angl, script. XV, p. 437, 438, где он называется Castrum Filii Dei.]. Впечатляющие руины этого знаменитого замка можно видеть и сейчас на побережье, в нескольких милях к югу от Акры. Левантинцы все еще называют его Castel Pellegrino. Пококк описывает его как «весьма величественный и столь прекрасно выстроенный, что его можно считать одной из главных достопримечательностей этих мест». «Он окружен, — продолжает Пококк, — двумя стенами пятнадцати футов толщиной, внутренняя стена на восГОЧКОЙ стороне не менее сорока футов высотой, а внутри, по-видимому, располагались несколько очень больших помещений. Хозяйственные постройки крепости, вероятно, находились на западной стороне, где я видел очаг пятнадцати футов в диаметре. В замке сохранились остатки красивой высокой десятигранной церкви, построенной в стиле высокой готики: три капеллы пристроены к трем восточным граням, каждая из них пятигранная, не считая соединения с основным зданием церкви; в них, возможно, помещались три главных алтаря» [Pococke. Travels in the East, book I, chap. 15.]. Ирби и Манглс, исследовавшие позднее развалины церкви, утверждают, что в плане она представляла собой два шестиугольника и что сохранившаяся часть имеет шесть граней. Под карнизом видны рельефные головы людей и животных, а стены украшены двойным рядом арок в готическом стиле, легкой и элегантной архитектуры. Чтобы рассказать о всех подвигах тамплиеров и всех событиях, связанных с орденом, следовало бы написать историю Латинского королевства в Палестине, которое просуществовало в течение девяноста девяти лет после отбытия Ричарда Львиное Сердце исключительно благодаря усилиям тамплиеров и госпитальеров. Ни одно важное сражение с неверными не обходилось без деятельного участия тамплиеров, и всякий раз, когда мусульманские литавры вызывающе гремели у границ, рожки тамплиеров отвечали и принимали вызов. Великого магистра Жильбера Ораля сменил Филипп Дюплесси [Dufresne. Gloss. Archives d'Arles. Cotton, MS. Nero E. VI.]. История рыцарей - тамплиеров, церкви Темпла и Темпла, написанная Ч. Дж. Аддисоном, эксквайром из Внутреннего Темпла Алетейа; 2004, - 384 с.
|
||
®Автор проекта: Вадим Анохин Дизайн: Templar Art Studio 2006. Техническая поддержка: Галина Росси Данный сайт является составной частью проекта Global Folio |